МАДОУ детский сад №15 комбинированного вида г.Одинцово Московская область, ул. Молодежная, д.1А

О.П.Радынова "Слушаем музыку"

CD-диски можно скачать по ссылке: https://proshkolu.ru/user/mamazaskara/folder/165390

О.П.Радынова

Учебное пособие к программе
«Музыкальные шедевры»

«СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
(на 10 CD дисках)
с методическими рекомендациями

Москва, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ CD ДИСКОВ
ДИСК 1.

Тема «Настроения, чувства в музыке»

1. А.Гречанинов. В разлуке

2. М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».

3. П. Чайковский. Новая кукла.

4. Г.Свиридов. Попрыгунья.

5. Г.Свиридов. Упрямец.

6. Р.Шуман. Просящий ребенок.

7. Г.Свиридов. Ласковая просьба.

8. А.Гречанинов. Материнские ласки.

9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.

10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.

11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.

12. Р.Шуман. Первая утрата.

13. М.Мусоргский. Слеза.

14. Р.Шуман. Веселый крестьянин.

15. Р.Шуман. Смелый наездник.

16. Р.Шуман. Всадник.

17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.

18. Р.Шуман. Горелки.

19. Ж. Бизе. Волчок.

20. Э.Вилла-Лобос. Петрушка.

21. К.Дебюсси. Маленький негритенок.

22. Р.Шуман. Грезы.

23. Г.Форе. Мечты.

24. Р.Шуман. Порыв.

25. Ж. Масне. Размышление.

26. П.Чайковский. Размышление.

27. Р.Шуман. Воспоминания.

28. Э.Григ. Воспоминания.

29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра.
(Два варианта исполнения).

31. А.Корелли. Шутка.

32. Д.Кабалевский. Шутка.

33. П.Чайковский. Юмореска.

34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).

36. Р.Щедрин. Юмореска

37. С.Прокофьев. Сарказм.

38. А.Лядов. Первое скерцо.

39. П.Чайковский. Скерцо.

40. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.

41. Ф.Шуберт. Скерцо.

42. X. Глюк. Мелодия.

43. П.Чайковский. Мелодия.

44. Э. Григ. Мелодия.

45. А.Рубинштейн. Мелодия.

46. А.Дворжак. Цыганская мелодия

47. Ф.Шуберт. Венгерская мелодия.

ДИСК 2.

Тема «Настроения, чувства в музыке»
(окончание)

1. П.Чайковский. Ноктюрн.

2. Ф.Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.

3. Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор.

4. С.Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.

5. И.С.Бах. Прелюдия.

6. Ф.Шопен. Прелюдия.

7. С.Прокофьев. Прелюдия.
8-11. Шопен. Четыре этюда.

12. Р.Шуман. Пьеска..

13. Ф.Шуберт. Пьеса..

14. Дж.-Б. Перголези. Андантино.

15. Л.Бетховен. Элизе.

16. И.С.Бах. Рондо из Партиты до минор.

17. В.А.Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).

18. В.А.Моцарт. Рондо ля минор.

19. В.А.Моцарт. Турецкое рондо.

20-22. И.Гайдн. Соната ре мажор №50,1-я,2-я,3-я части.
23. Л.Бетховен. Соната № 17, 3-я часть.
24-27. В.А.Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1-я часть,
2-4 части во фрагментах.

28. Л.Бетховен. Симфония №5,1-я часть (фрагмент).

29. П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1,
1-я часть (фрагмент).

30. Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.

31. Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.

ДИСК 3.
Тема "Песня, танец, марш»
ПЕСНЯ

1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.

2. Дубинушка - рус. нар. песня.

3. Метелица - рус. нар. песня.

4. А.Алябьев, сл. П.Беранже. Нищая.

5. А.Гурилев, сл. И.Макарова. Однозвучно
гремит колокольчик.

6. Я. Пригожий, сл. М.Языкова. Ночь светла.

7. П.Булахов, сл. А.Толстого. Колокольчики мои.

8. М.Блантер, сл. М.Исаковского. Катюша.

9. М.Глинка. Камаринская.

10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы:
Величальная, Плясовая.

12. А.Лядов. Каляда-Маляда.

13. АЛядов. Плясовая.

14. АЛядов. Колыбельная.

15. Г.Свиридов. Колыбельная.

16. Г.Форе. Колыбельная песня.

17. А.Лядов. Хороводная.

18. П.Чайковский. Русская песня.

19. И.Стравинский. Русская песня.

20. Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).

21. П.Чайковский. Песня без слов.

22. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»

23. Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).

24. Ф Шуберт. Аве, Мария.

25. И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).

26. Ш.Гуно. Аве, Мария.

27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.

28. Э.Григ. Ариетта.

29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).

31. Л.Бетховен. Романс.

32. Р.Шуман. Маленький романс.

33. П.Сарасате. Андалузский романс.

34. Г.Свиридов. Романс.

35. И.Гайдн. Серенада.

36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).

38. П.Чайковский. Меланхолическая серенада.

39. А.Бородин. Ноктюрн.

40. Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.

41. А.Вивальди. Сицилиана.

42. П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного
квартета №1 ре мажор).

ДИСК 4
Тема - «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ.

1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.

2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.

3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.

4. Г.Персел. Менуэт из сюиты.

5. Л.Боккерини. Менуэт-рондо.

6. Л.Боккерини. Менуэт.

7. В.А.Моцарт. Менуэт.

8. Л.Бетховен. Менуэт.

9. Э.Григ. Бабушкин менуэт.

10. Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2 ).

11. Г.Свиридов. Старинный танец.

12. И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.

13. С.Прокофьев. Гавот.

14. С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.

15. Л.Бетховен. Экосез.

16. А-Гречанинов. Вальс.

17. П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом).

18. П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).

19. П.Чайковский. Сентиментальный вальс.

20. П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).

21. М.Глинка. Вальс-фантазия.

22. Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка
М.Равеля).

23. И.Брамс. Вальс.

24. Ф.Шуберт. Вальс.

25. Ф.Шуберт. Лендлер.

26. Ф.Шопен. Вальс №19.

27. Ф.Шопен. Вальс №17.

28. Ф.Шопен. Вальс №6.

29. Ф.Шопен. Вальс №7.

30. Ф.Шопен. Вальс №11.

31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:

31. Вальс,

32. Аллегретто,

33. Модерато,

34. Вальс.

35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта
исполнения).

37. И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».

38. И.Штраус. Королевский вальс.

39. С.Прокофьев. Вальс.

40. Г. Свиридов. Вальс.

ДИСК 5
Тема «Песня, танец, марш».

ТАНЕЦ (окончание)

1. П.Чайковский. Полька.

2. М.Глинка. Первоначальная полька.

3. И.Штраус. Полька.

4. И.Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».

5. И. Штраус. Полька-пиццикато.

6. Ф.Таррега. Полька Розита.

7. А.Алябьев. Мазурка.

8. А. Гречанинов. Мазурка.

9. П.Чайковский. Мазурка.

10. Ф.Шопен. Мазурка си бемоль минор.

11-16. Д.Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек:

11. Тарантелла,

12. Мазурка,

13. Казачий танец,

14. Шутливый танец,

15. Медленный вальс,

16. Галоп.

17. Ж.Бизе. Галоп.

18. И.С.Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра).

19. А.Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).

20. П.Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»).

21. Г. Венявский. Полонез.

22. Ф.Шопен. Полонез ля мажор.

23. Р.Шуман. Фантастический танец.

24. Э.Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт).

25.-26. И Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5.

27.-28. А.Дворжак. Два Славянских танца.

29. М.Глинка. Арагонская хота.

30. М.Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде.

31. М.Равель. Болеро.

32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта

исполнения).
34. И. Альбенис. Танго.

ДИСК 6
Тема «Песня. Танец, марш».
МАРШ

1. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.

2. Р.Шуман. Марш.

3. П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).

4. Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе
Салтане».

5. М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.

6. С.Прокофьев. Марш.

7. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

8. С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».

9. Г.Свиридов. Военный марш.

10.  Г.Персел. Рондо из сюиты.

11.  Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5,
1-я часть (фрагмент).

12. Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два

варианта исполнения).
15-17. Ф. Шуберт. Три марша.

18. Д.Верди. Марш из оперы "Аида".

19. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».

20. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».

21. Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин
игрушек»).

22. Ж.Бизе. «Детские игры». Марш.

23. Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.

24. Ж Бизе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.

25. И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).

26. И.Штраус. Радецки марш.

27. И.Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон».

28. Г.Берлиоз. Венгерский марш №3.

ДИСК 7.

Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»
К.Ссн-Санс."Карнавал животных".

1. Вступление и Королевский марш льва.

2. Куры и петухи.

3. Птичник.

4. Лебедь.

5. Антилопы.

6. Слон.

7. Длинноухие персонажи.

8. Кенгуру.

9. Аквариум.
Ю.Ф.Шуберт. Форель.

П.Сен-Санс. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)

14.  И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».

15.  А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).
16.П.Чайковский. Песнь жаворонка .(«Времена года»,

инструментовка А.Гаука).

17.  П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).

18.  М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).

19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два
варианта исполнения).

21. А.Лядов. Былина о птицах.

22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.

23. М.Равель. Печальные птицы.

24. Э.Григ. Птичка.

25. Ф. Куперен. Бабочки.

26. Э Григ. Бабочка.

27. Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.

28. С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).

29. С.Прокофьев. Шествие кузнечиков.

30. АЛядов . Я с комариком плясала.

31. Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Тема «Природа и музыка».

32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).

33. С.Прокофьев. Утро.

34. П.Чайковский. Зимнее утро.

35. И.Штраус. Утренние листки. Вальс.

36. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.

37. Э.Григ. Летний вечер.

38. С.Прокофьев. Вечер.

39. С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.

40. Р.Шуман. Вечером.

41. Р.Шуман. Ночью.

42. Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).

43. К.Дебюсси. Лунный свет.

ДИСК 8.
Тема «Природа и музыка»

(окончание)

1-3. А.Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П.Чайковский. 1 -я симфония «Зимние грезы»,

1-я, 2-я части (фрагменты).
6. Р.Шуман. Зима 1.

7-8. Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения).
9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).

11.  П.Чайковский. На тройке.

12.  Г.Свиридов. Тройка.

13.  С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».

14-15. А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром,
1-я, 3-я части.

16. П.Чайковский. Подснежник .

17. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».

18. Э.Григ. Весной.

19. Э Григ. Ноктюрн.

20. С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».

21. Р.Шуман. Май, милый май!

22.- 23. А.Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части.

24. Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.

25. Г.Свиридов. Дождик.

26. С.Прокофьев. Дождь и радуга.

27. Р.Шуман. Цветы.

28. А.Лядов. Волшебное озеро.

29. М.Глинка. Баркарола.

30. Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.

31. Э.Григ. Ручеек.

32. А.Аренский. Лесной ручей.

33. Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая
картина).

34. М.Равель. Лодка в океане.

35. М.Равель. Игра воды.

36 -37. А.Вивальди."Времена года". Осень.2-я ,3-я части.

38. П.Чайковский. Осенняя песня.

39. Г.Свиридов. «Весна и осень».

40. С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

ДИСК 9.
Тема «Сказка в музыке».

1. П.Чайковский. Нянина сказка.

2. С.Прокофьев. Сказочка.

3. П.Чайковский. Баба Яга.

4. А. Лядов. Баба Яга.

5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки».
(Два варианта исполнения).

7. АЛядов. Кикимора.

8. Э.Григ. В пещере горного короля.

9. Г.Свиридов. Колдун.

10.  М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».

11.  Э.Григ. Шествие гномов.

12.  -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки».

(Два варианта исполнения).
14. М.Глинка. Марш Черномора.
15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».

Три чуда:

15. Белка,

16. 33 Богатыря,

17. Царевна-Лебедь.

18.  Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической
сюиты «Шехерезада»).

19.  С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,

20. Бой часов.

21 - 28. П.Чайковский «Щелкунчик».

21. Марш,

22. Испанский танец. Шоколад,

23. Арабский танец. Кофе,

24. Китайский танец. Чай,

25. Русский танец. Трепак,

26. Фея Драже,

27. Вальс цветов,

28. Адажио. (Мари и Принц).

29 - 31. П.Чайковский «Спящая красавица».

29. Интродукция. (Тема Феи Каробос и тема Феи Сирени),

30. Синяя птица,

31. Вальс.

32 -39. П.Чайковский «Лебединое озеро».

32. Лебеди,

33. Вальс,

34. Танец маленьких лебедей,

35. Испанский танец,

36. Мазурка,

37. Русский танец,

38. Неаполитанский танец,

39. Танец пастушков.

ДИСК 10
Тема «Музыкальные инструменты».

Подражание музыкальным инструментам и игрушкам

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.

2. Г.Свиридов. Парень с гармошкой.

3. А.Гречанинов. На гармонике.

4. П.Чайковский. Камаринская.

5. И.Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»).

6. И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).

7. П.Чайковский. Шарманщик поет.

8. А.Лядов. Музыкальная табакерка.

9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.

10. Г.Свиридов. Музыкальный ящик.

11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой
Сергиевой Лавры.

12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,

13. Свадебный звон,

14. Красный звон.

15. А.Бородин. В монастыре.

16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта
исполнения).

18. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.

19. С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2, 1-я часть.

20. Г.Свиридов. Звонили звоны.

21. Н.Паганини. Кампанелла.

22. Э.Григ. Колокольный звон.

23. М.Равель. Долина звонов.

Музыкальные инструменты.
24 -54.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»1.

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую
лужайку. Трек 24.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. Трек 25.

«Все вокруг спокойно», - весело закричала она Пете. Трек 26.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка.
Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила
выкупаться в глубокой луже на лужайке. Трек 27.

Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и
пожала плечами. «Какая же ты птица, если ты летать не
умеешь!» - сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты
птица, если ты плавать не умеешь!» - и плюхнулась в лужу.
Трек 28.

Они еще долго спорили - утка плавая по луже, птичка прыгая
по берегу. Трек 29.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется
кошка. Трек 30.

' Текст сказки не записан на диске, а приводится в данном разделе для
удобства ее использования (текст читает педагог, а дети могут произносить
отдельные реплики при инсценировке сказки).

Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я ее
сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.
Трек 31.

«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на
дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на
кошку. Трек 32.

Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так
высоко? Пока влезешь, птичка все равно улетит».Трек 33.

Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Трек
34.

Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда? Но Петя
не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не
боится волков. Трек 35.

Но дедушка взял Петю за руку. Увел домой и крепко запер
калитку. Трек 36.

И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался
огромный серый волк. Трек 37.

Кошка быстро полезла на дерево. Трек 38.

Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она не
старалась, волк бежал быстрее. Вот он ближе... ближе... вот он
нагнал ее, схватил... и проглотил. Трек 39.

Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке,
птичка на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг
дерева и смотрел на них жадными глазами. Трек 40.

Между тем Петя, который остался стоять за запертой
калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Он
побежал домой, взял толстую веревку и влез на высокий
каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил
волк, простиралась до этого забора. И ухватившись за нее, Петя
ловко перелез на дерево. Трек 41.

Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды
волка, только осторожно, чтобы он тебя не сцапал». Трек 42.

Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито
прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка!

Как он хотел схватить ее! Но птичка была ловкая, и волк ничего
не мог с ней поделать. Трек 43.

Петя же сделав на веревке петлю, осторожно спустил ее вниз,
накинул волку на хвост. Трек 44.

И затянул петлю. Трек 45.

Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал
прыгать, стараясь вырваться. Петя привязал другой конец
веревки к дереву. От прыжков волка петля только туже
затягивалась на его хвосте. Трек 46.

В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам
волка и стреляли из ружей. Трек 47.

Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой
уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад».
Трек 48.

Представьте себе торжественное шествие: впереди шел Петя.
Трек 49.

За ним охотники вели волка. Трек 50.

Позади шел дедушка с кошкой. Трек 51.

Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если бы Петя не
поймал волка? Что тогда? Трек 52.

Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с
Петей! Вот кого мы поймали!». Трек 53.

А в животе волка жалобно крякала утка, но почуяв
безопасность, она решительно выпрыгнула из пасти волка и
побежала прочь. Трек 54.

55. А.Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром до мажор,
1-я часть.

56. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.

57. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.

58. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок с оркестром.

59. А. Вивальди. Концерт для трех скрипок с оркестром.

60. А. Вивальди. Концерт для двух виолончелей с оркестром.

61. А. Вивальди. Концерт для струнных инструментов.

62. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.

63. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром

64. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.

65. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.

66. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.

67. А. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром.

68. В.А.Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра
до мажор, 1-я часть.

69. В.А.Моцарт. Концерт для валторны с оркестром ре мажор,
2-я часть.

70. И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия ми бемоль мажор.

71. И.С.Бах. Фуга ля минор для органа.

72. И.С.Бах. Токката ре минор для органа.

73. К.Сен-Санс. Симфония «Орган».

Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем
музыку» является основным аудиопособием
фонохрестоматией - к авторской программе музыкального
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое
переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем
музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии
собраны и систематизированы для детей доступные им
музыкальные произведения из сокровищницы мирового
музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего,
соответствием эмоционального содержания музыки
(выраженных в произведении чувств, настроений)
эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так
новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и
эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется

слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные,
нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте
очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции -
радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно
воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей,
поэтому эти произведения не соответствуют их
психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий
русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни
музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и
успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить
детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности.
Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного
общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг
выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей
музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное
отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И,
наоборот, при активно положительном отношении взрослого к
музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование,
негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном
инструменте в такт звучания, в соответствии с характером
произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.)
повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений
детям разного возраста является продолжительность звучания
произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво,
непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не
дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а
закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка
повторить произведение или продолжить слушание
свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что
очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей
закладываются и формируются, начиная с раннего детства при
накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

освоению человеческой речи. Термины «музыкальная речь» и
«музыкальный язык» давно укрепились в музыкознании и
педагогике. Музыкальная речь, как и речь словесная, обладают
сходными средствами выражения, прежде всего
интонационной выразительностью. Общность музыкальных и
речевых интонаций выражается в их эмоциональной
окрашенности, близости выразительных средств (высота,
динамика, темп, паузы, акценты, временная продолжительность
и пр.). Музыкальный язык каждого композитора при этом
отличается своеобразием. Известно, что ребенок усваивает
человеческую речь (особенности того или иного языка) в
речевой среде. Эти особенности освоения языка - в процессе
опыта накопления речевых интонаций - аналогичны процессу
развития восприятия музыки композиторов разных эпох. В
каждую историческую эпоху были накоплены наиболее
характерные музыкально-интонационные обороты, принятые в
то или иное время. Так музыка эпохи барокко более сдержанна
по сравнению с музыкой композиторов-романтиков. В музыке
эпохи рококо были приняты украшения, подобно инкрустациям,
витым украшениям мебели (как известно, слово «рококо» в
переводе с французского, означает слово «раковина»,
«завитушка»). В музыке эпохи рококо, как и в реальной жизни,
считалось неприличным бурное выражение эмоций. Поэтому
она отличается непринужденностью, светлой гаммой чувств,
галантностью. А в музыке Л.Бетховена мы слышим резкие
контрасты настроений, чувств.

Современная классическая музыка еще более конфликтна,
наполнена резкими созвучиями, контрастами.

Слушая музыку разных эпох, ребенок постигает особенности
языка композиторов. Появляются любимые произведения,
рождаются положительные оценки. Формируются начала вкуса
как предпочтения одних произведений другим, представления о
красоте. Этот опыт - «тезаурус» (сокровищница впечатлений)
необходим для полноценного музыкального и общего развития

детей. Развитие эмоций, мышления, воображения, творческое
развитие ребенка посредством музыки незаменимо ни одним из
других видов искусства или принятыми средствами
педагогического воздействия.

В предлагаемом пособии произведения подобраны в
определенной последовательности по шести темам (принцип
тематизма в подборе репертуара программы «Музыкальные
шедевры»), что позволяет заинтересовать детей музыкой, полнее
раскрыть специфику ее языка. Это темы: «Настроения, чувства
в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о
животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в
музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».

Все шесть тем повторяются в каждой возрастной группе детей
(концентрический принцип программы), что позволяет закрепить
сложившиеся представления о музыке, ее языке на знакомом и
новом репертуаре, на новом витке музыкального и общего
развития.

Все произведения подобраны в контрастных сопоставлениях
(принцип контрастных сопоставлений пьес с одинаковыми
названиями, но разных по настроениям, различение оттенков
одного настроения, вариантов исполнения и пр.).

Восприятие музыки в программе «Музыкальные шедевры» -
это активный творческий процесс, требующий включения детей
в разные виды музыкальной и художественной деятельности:
музыкально-ритмические движения, подпевание, пение, игра на
детских музыкальных инструментах, рисование, музыкально-
театральная деятельность, разные виды творчества детей
(принцип синкретизма, объединения разных видов
художественной деятельности).

Систематизированный по темам репертуар предполагается
использовать гибко (принцип адаптивности программы), с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
применяемых методов и форм организации музыкальной
деятельности, сформулированных выше принципов доступности

музыкальных произведений детям определенного возраста.
Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом,
а предполагает вариативное его применение в разных
возрастных группах (длина фрагмента, активность детей,
особенности пояснений музыки, количество занятий, включение
разных видов музыкальной и художественной деятельности и
пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем,
представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке» (Диски 1 и

2) включает в себя произведения, в которых настроения,
характер человека, выраженные в музыке, являются названиями
пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы,
Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения
(пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что
различить настроения и прочувствовать их - самое главное для
того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь
в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик,
Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент,
концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому
музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться,
грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том,
что музыка не обязательно изображает какие либо явления -
пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства
- как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без
нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей,
важнейшей для понимания детьми основ содержания любого
музыкального произведения, сущности музыки как вида
искусства, передающего настроения, переживания, чувства
человека, и их смену, рождающую некую «чувственную
программу» музыкального произведения (образующую
музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре
на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая  тема  -  «Песня,  танец,  марш»  (Диски  3-6)

способствует установлению преемственности с программой
Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт
восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт
музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально-
ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании
представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети
могут различать черты простейших, знакомых им жанров в
более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия
«песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных
композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от
простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям
о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы,
произведения песенных жанров инструментальной музыки
(романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры
танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы -
алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы,
польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает
активное использование музыкально-ритмических движений,
танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение
детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым
музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на
подлинно художественных произведениях, воспитывая не
только двигательные навыки, но и умения воспринимать
музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей
деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое
средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и
произведения, в которых маршевая основа явно присутствует.
Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностью, что
позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер
произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и
птицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7
и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко
изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений
с одним (или близким) названием, например две разные
«Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три
разных образа Бабы яги и пр. Различение оттенков настроений в
пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает
вслушиваться в музыку, находить выразительные движения,
тембры инструментов, передающие образ, способствует
проявлениям творчества детей в различных видах
художественной деятельности (рисование, создание декораций к
музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических
образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей,
словаря эмоций, умений находить яркие характеристики
музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме,
ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках.
На этих темах легко проводить параллели между разными
видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами
поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в
средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки»
(Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это
подражание тембрам музыкальных инструментов, имитация
звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники,
музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в
оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими
инструментами. Его открывает симфоническая сказка
С.Прокофьева «Петя и волк», в которой образно и ярко
представлены тембры инструментов симфонического оркестра.

Эта сказка записана без словесного сопровождения. Оно
представлено отдельно, в разделе «Содержание дисков», с
точным указанием треков, музыкально иллюстрирующих текст,
что позволяет читать его родителям, педагогам, и легко
инсценировать детям.

На этом же диске записаны концерты А.Вивальди для разных
солирующих инструментов - скрипок, виолончелей, мандолин,
флейты, фагота, а также концерты В.А.Моцарта для арфы,
флейты, клавесина, валторны.

Методы формирования основ музыкальной культуры
предполагают активизацию творчества, деятельности
«экспериментирования» - разнообразных действий детей по
«обследованию» особенностей музыкальной речи произведения.
Это, прежде всего, метод различных уподоблений (соотнесение
и подчинение действий характеру музыки) - моторно-
двигателъное, словесное, темброво-инструментальное,
полихудожественное, мимическое, вокальное, интонационное,
тактильное.

Моторно-двигательное уподобление предполагает передачу
в движениях характера произведения в каждый момент его
звучания, смену настроений в разделах формы, фразах, вплоть
до различения выразительных интонаций.

Словесное уподобление характеру музыки делает
необходимым развитие «словаря эмоций», с помощью которого
ребенок может определить смену настроений в произведении,
развитие образной речи.

Темброво-инструментальное уподобление предполагает
выбор выразительных тембров инструментов, соответствующих
эмоционально-образному содержанию музыки и последующую
оркестровку музыкального произведения с помощью этих
инструментов.

Полихудожественное уподобление - это передача характера
музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с
помощью цветных карточек, выбор стихотворений,

соответствующих настроению музыки, инсценировки,
одновременное использование разных видов музыкальной и
художественной деятельности и свободное их чередование -
слушание и движение, оркестровка, подпевание и др.

Вокальное уподобление - это подпевание, «выведение на
голос» мелодии для ее различения слухом (младший
дошкольный возраст).

Мимическое и интонационное уподобления - это пояснения
характера музыки, в которых мимика, интонации голоса
взрослого усиливают выразительность речи.

Тактильное уподобление (прикосновение к руке ребенка во
время звучания произведения и проговаривание слова,
обозначающего выраженное в музыке настроение, с близкой
характеру музыки интонацией, мимикой) применяется в раннем
возрасте для осознания ребенком смены настроений в
произведении, накопления «словаря эмоций».

Метод уподоблений характеру музыки сочетается с методом
контрастных сопоставлений.
Подбирая различные сравнения (контраст внутри одного
названия, одного настроения, одного жанра) педагог реализует
проблемные ситуации, в которых дети выполняют активную
роль. При этом игровым методам и приемам отводится особая
роль. Особенно эффективны музыкально-дидактические игры
подвижного характера, требующие смены движений в связи с
изменением настроений в частях произведения, а также фразах и
более мелких выразительных интонациях. Среди них -
музыкальные игры-сказки, озвученные классической музыкой.
Их можно рассматривать и как метод музыкального воспитания
детей и как форму организации музыкальной деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности
разнообразны. Помимо занятий разных видов (тематические,
доминантные, комплексные) особое место принадлежит
познавательным развлечениям (беседы о композиторах,
музыкальных инструментах, музыкальные гостиные).

Музыкальные игры-сказки, озвученные музыкальной
классикой, активизируют проявления детского творчества. Они
применяются в повседневной жизни, как развлечения и на
праздничных утренниках.

Праздничные утренники и развлечения - это важная часть
работы в детском саду. В их подготовке и проведении
решающее значение имеет музыка. Именно музыка окрашивает
праздник разнообразными чувствами, радует, волнует, дает
возможность каждому ребенку выразить к ней свое отношение.
Поэтому качество репертуара, используемого на праздниках,
имеет большое значение не только в плане их эмоционального
наполнения, но и выполняет воспитательную, образовательную
и культурно-развивающую роль. Причем это относится не
только к детям, но и к родителям, а также ко всему коллективу
детского сада.

В процессе подготовки и проведения таких праздников, дети
танцуют под классическую музыку, играют роли разных
персонажей в сказках, озвученных высокохудожественными
произведениями, рисуют декорации, сочиняют свои
вокализации на основе музыкальных характеристик образов
персонажей, играют на музыкальных инструментах. Родители,
видя, с каким удовольствием дети «общаются» с музыкальной
классикой, заинтересовываются этими произведениями, и
настоящая, вечная музыка начинает звучать и в семье.
Воспитатели, помогая музыкальному руководителю готовить
праздничные утренники и развлечения, также пополняют свой
музыкально-культурный багаж новыми бесценными
впечатлениями.

Праздничные утренники и развлечения могут проводиться в
разных формах: в традиционной форме концерта или
театральной постановки. Одним из привлекательных для детей
видов праздников являются те из них, в которые включены
сказки, озвученные музыкой. Это могут быть сказки известных
писателей или сочиненные самими педагогами и озвученные

музыкой. В этом случае в большой степени от музыки зависит
успех всего праздника. Музыка, эмоционально окрашивая
восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное
отношение к персонажам и действию, а сказка помогает
восприятию музыки, углубляя и усиливая ее воздействие на
ребенка.

В последнее время наблюдается явление проникновения
популярной эстрадной музыки в дошкольные учреждения, что,
несомненно, является негативным явлением. Во-первых, мы
упускаем время, так как музыка, подобно речи, осваивается
детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от
того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они
привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во-вторых,
влияние взрослого на ребенка-дошкольника огромно. Если
педагог предлагает детям в качестве учебного материала
дешевую, развлекательную поп- музыку, он формирует
определенные негативные предпочтения детей. Достаточно уже
того, что дети каждодневно слышат такую музыку в семье.
Если и в детском саду педагогу нечем поделиться с детьми в
плане воспитания у них чувства прекрасного, то в силу
сензитивности дошкольного детства, быть может, ребенок так и
не встретит человека, способного раскрыть ему красоту
настоящей музыки.

Важен еще один момент: процесс подготовки к
праздничному утреннику или развлечению часто превращается
в мучительный для детей тренинг, который ведет к муштре и
натаскиванию. С детьми разучиваются танцы с точно
фиксированными движениями, долго выучиваются роли
персонажей сказок. Причем в таких спектаклях классическая
музыка, как правило, не используется совсем, или играет
второстепенную роль.

Конечно, для озвучивания музыкальных сказок, необходима
кропотливая работа педагога. Для того чтобы найти именно те
музыкальные фрагменты, которые по эмоциональному тону

соответствовали бы эмоциональному состоянию героев сказки и,
если это необходимо, носили бы элементы изобразительности,
музыкальному руководителю детского сада (учителю музыки)
приходится прослушивать множество музыкальных
произведений.

Чтобы помочь педагогам в этом важном деле, были созданы
пособия с аудио-приложениями. Первое пособие
О.П.Радынова: «Музыкальные игры-сказки по сказкам
Х.Г.Андерсена» с аудио-приложением на четырех CD дисках;
второе - О.П.Радынова, Н.В.Барышева, Ю.В.Панова:
«Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском
саду» с аудио-приложением на трех CD дисках.

В этих пособиях представлены сценарии сказок и
праздничных утренников, озвученных классической музыкой по
типу лейтмотивов. Каждый образ сказки имеет свою
музыкальную характеристику, созвучную ему по
эмоциональному признаку. Эти сказки озвучены либо музыкой
одного композитора (например, «Принцесса на горошине» -
музыкой Ф.Шуберта), либо музыкой композиторов разных эпох,
чтобы дети накапливали опыт ее восприятия в игре,
привлекательной для них музыкально-ритмической,

ритмопластической творческой деятельности. Сказки озвучены
таким образом, чтобы их применение было вариативным,
развивающим детей, но не приводящим к муштре и
натаскиванию.

В пособии «Музыкальные игры-сказки» предлагаются два
варианта записи. Первый вариант - это готовая сказка с текстом,
который читает взрослый (автор программы «Музыкальные
шедевры»), а дети принимают участие в действии, показывая в
музыкально-ритмических движениях (поставленных танцах или
в ритмопластических творческих импровизациях) то, что они
переживают, воплощаясь в образы тех или иных героев. При
этом они меняются ролями, пробуя свои силы в каждой из них,
взаимно обогащая друг друга своими находками, проживая все

музыкальные характеристики в активной деятельности. Это
помогает им внимательнее вслушиваться в музыку, находить
выразительные движения, характерные образы всех
персонажей. Каждый ребенок, попробовав себя в разных ролях,
чувствует себя полноценным участником спектакля, выбирает
наиболее привлекательную для него роль.

Этот готовый вариант сказки могут разучивать с детьми
воспитатели, родители. Музыкальный руководитель использует
его на этапе знакомства со сказкой (целостное ее восприятие)
или в процессе ее разучивания. Этот вариант можно
использовать и на праздничном утреннике, если сказка
«разыгрывается» с помощью ритмопластического творчества
или чередования его с поставленными танцами.

Второй вариант записан только в виде фонограммы, без
голоса взрослого. В этом случае педагог (родители) сами читают
текст сказки, а дети, помимо ритмопластических импровизаций,
могут произносить реплики героев сказки (или придумывать
вокализации для этих реплик). По ходу сказки можно
озвучивать ее эпизоды игрой на музыкальных инструментах.
При подготовке спектакля в процессе игровой деятельности,
носящей привлекательный для детей характер (музыка,
движения, игра на инструментах, пение, различные виды
художественного творчества) дети проживают характеристики
всех ее героев, рисуя под музыку (изображая различные
ситуации сказки, переживания ее героев, создавая элементы
декораций). Важно, чтобы все сложные, требующие

многократного повторения моменты, брал на себя взрослый, а
дети произносили бы отдельные реплики, играли несложные
роли.

В процессе разучивания музыкальной игры-сказки
применяются комплексные занятия, на которых объединяются
различные виды художественной деятельности. На таких
занятиях дети полнее воспринимают выразительность
музыкальных характеристик образов героев, осознают смысл

сказки, пробуют свои силы в изобразительном творчестве. Они
с увлечением пускаются в путешествия по страницам сказок,
воплощаясь в их героев или передавая их чувства в рисунках,
танцах, песенных и танцевальных импровизациях. При этом
дети все время пребывают в мире красоты звуков,
изобразительного искусства, который они учатся воспринимать
не только в виде бесед, но и в свободной творческой
деятельности (когда музыка звучит фоном в процессе рисования,
рассматривания картин).

Учебно-методическое пособие с аудио приложением
«Праздники и музыкальные досуги в детском саду» включает в
себя все праздники и досуги для детей всех возрастных групп. В
процессе подготовки к празднику дети чувствуют себя
раскованно, уверенно, непосредственно, по-детски, так как все
трудно исполнимые действия берет на себя взрослый (чтение
основного текста сказки, подбор музыки). Это чувство свободы,
творческий подход к роли сохраняется у них и во время
праздника, в присутствии зрителей.

Праздники являются показателем работы педагога, его
творческим отчетом перед коллективом дошкольного
учреждения, родителями и, прежде всего, перед детьми.
Результаты экспериментальной работы в детском саду показали,
что, если педагог находит возможности проводить праздничные
мероприятия преимущественно на произведениях музыкальной
классики и делает это увлекательно, как для детей, так и для
родителей, то воспитательный эффект таких утренников очень
высок.

Опыт художественной деятельности на фоне ценностных
эталонов высокого искусства имеет огромный развивающий
эффект не только в плане эстетического, но и общего развития
детей (эмоционального, интеллектуального, творческого).

Подобранные в публикуемом аудио пособии по шести темам
произведения могут помочь озвучить музыкой любую сказку,
проводить беседы-концерты о творчестве разных

композиторов, тематические беседы-концерты по каждой
теме.

Слушание музыки в детском саду и в семье предполагает и
более свободные формы ее восприятия, когда она звучит фоном
для другой деятельности (тихих игр, рисования).

Программа «Музыкальные шедевры» с нотами и
конспектами занятий по шести темам была издана в виде
серии книг, а в настоящее время планируется к изданию в виде
четырех томов. В первом томе будет помещена сама программа
и первая тема. Во втором - вторая тема. В третьем - третья и
четвертая темы. В четвертом - последние две темы.

В публикуемом учебном аудио пособии записаны не только
произведения, ноты и беседы о которых представлены в
конспектах занятий в программе, но и дополнительный
репертуар для сравнения его с произведениями,
представленными в беседах. Так например, в книгах даются
ноты и беседы о пьесах Д.Кабалевского «Злюка», «Плакса»,
«Резвушка, «Упрямый братишка» (1-я тема). На CD диске
записаны произведения с близкими названиями других
композиторов: «Попрыгунья», «Упрямец» Г.Свиридова, а также
клавесинные пьесы Ж.-Ф. Рамо «Радость», «Резвушка»,
«Злюка».

Некоторые из произведений записаны в двух вариантах
исполнения (фортепиано - оркестр, гитара- скрипка, разные
интерпретации на фортепиано). Это позволит применять метод
контрастных сопоставлений, разнообразить беседы, сделать их
более интересными. Педагогу предоставляется возможность
широкого выбора репертуара для отбора произведений, к
которым у него проявляется его собственное неравнодушное
отношение, ведь увлечь ребенка музыкой можно лишь тогда,
когда ею увлечен сам взрослый.

Приведем примеры тематических занятий по первой теме
«Настроения, чувства в музыке», в которых сравниваются
разные мелодии и разные шутки.

Тематические занятия «МЕЛОДИЯ»

Занятие 1. Цель:. Дать детям представление о мелодии
как выразительном средстве музыки, форме музыкального
произведения.

Педагог. Вы познакомились с пьесой немецкого
композитора X. Глюка, которая называется "Мелодия". Что
такое мелодия, вы, наверное, знаете: это напев. Вы поете много
песен. В каждой из них - своя мелодия: веселая, задорная,
нежная или грустная. Мелодию можно спеть голосом со словами
или напеть без слов, можно сыграть ее на каком-нибудь
инструменте или сразу на нескольких. Она может звучать с
сопровождением других инструментов, других мелодий,
аккордов аккомпанемента. Разные мелодии передают самые
различные настроения, чувства человека. Не случайно говорят:
"Мелодия - душа музыки".

В каждом произведении - вокальном (написанном для
голоса) или инструментальном (исполняемом на музыкальных
инструментах) есть одна или несколько мелодий. В больших,
крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет
другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по
настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чем рассказывает
музыка. Например, в пьесе Л.Бетховена "Весело-грустно" - две
мелодии. (Этот пример приводится в Программе для
общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского.) Одна - веселая ,
игривая, другая - печатьная, ласковая. В пьесе три части.
Сначала, в первой части, звучит веселая мелодия, потом, во
второй - грустная. Но вот снова повторяется, возвращается
веселая музыка (в третьей части), и мы понимаем, что грусть
была мимолетной, что взгрустнулось ненадолго, что вернулось
светлое настроение. Смысл этой пьесы был бы другой, если бы

не повторялась снова первая часть (веселая мелодия). Тогда мы
бы почувствовали и поняли, что пьеса заканчивается грустно.

Вы слушали очень красивую, грустную и нежную
"Мелодию" X. Глюка. Она звучит жалобно, тоскливо, печально,
иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то
опять понуро и грустно. Но мелодия эта льется как бы на одном
дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней
нет контрастных, других мелодий. (Звучит запись - Диск 1,
трек 42).

Давайте сравним эту музыку с другой пьесой, которая
тоже называется "Мелодия". Написал ее знаменитый русский
композитор Петр Ильич Чайковский. Какая по настроению
"Мелодия" П.Чайковского? (Звучит запись - Диск 1, трек 43)

Дети. Грустная.

Педагог. Да. А какая из двух пьес звучит более грустно и
жалобно? (Звучат фрагменты.)
Дети. "Мелодия" Глюка.

Педагог. Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и
светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь, отчаяние.
"Мелодия" Чайковского тоже, как и "Мелодия" Глюка, грустная,
но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда
взволнованная. П

21 апреля 2020 в 16:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.