МАДОУ детский сад №15 комбинированного вида г.Одинцово Московская область, ул. Молодежная, д.1А
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ О.П.РадыноваСерия «Музыка для дошкольников» О.П. Радынова МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ Авторская программа и методические рекомендации Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации Москва, 1999 ББК 74.100.5 Р15 Рады нова О. П. Р15 Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с. (Музыка для дошкольников) ISBN 5-89334-141-4 Учебно-методический комплект к программе «Музыкальные шедевры» для детей дошкольного (и младшего школьного) возраста включает в себя программу, методические рекомендации, систему занятий для всех возрастных групп детского сада, бесед-концертов, развлечений. Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности — слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение. Дополнительный репертуар по пению подбирается по усмотрению педагогов. Система формирования основ музыкальной культуры детей прошла широкую экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей. Для педагогов и родителей. ISBN 5-89334-141-4 © Радынова О. П., 1999 © Оформление ООО «Гном-Пресс», 1999 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Авторская программа Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Содержание программы «Музыкальные шедевры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Принципы построения программы «Музыкальные шедевры» 11 Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей...................................................................................................16 Формы организации музыкальной деятельности детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах ... 23 Тематический план: 1тема: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»……………..27 2 тема: «Песня, танец, марш»……………………………………………………….29 3 тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах»…………………………...33 4 тема: «Природа и музыка»………………………………………………………....35 5 тема: «Сказка в музыке»……………………………………………………………36 6 тема: «Музыкальные инструменты и игрушки»………………………………. .38 Раздел II. Методические рекомендации Обоснование содержания программы. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Метопы, приемы, методика формирования основ музыкальной культуры детей...........................................................................54 Формы организации музыкальной деятельности детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Учебно-методический комплект по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»…………………………77 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..79 Раздел I АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВВЕДЕНИЕ Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру — о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни — в детском саду и в семье — дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку. В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Теоретико-методологическим фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические концепции о поисках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности и общения в процессе освоения человеком культурных ценностей. Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. 4 Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст к опенке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально- интеллектуальный, познавательно-оценочный характер. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Музыкально-эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов (в том числе и представление об идеале прекрасного), в доступных возрасту границах, формируется в разные периоды жизни, начиная с дошкольного детства. При анализе структуры музыкально-эстетического сознания необходимо отметить, что каждый из компонентов (имея свою структуру) представляет собой гармоничное единство чувственно-оценочного и интеллектуально-оценочного компонентов. Поэтому для развития музыкально- эстетического сознания ребенка необходима деятельность как чувственного начала, так и мышления. Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности детей направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества. Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально- эстетического сознания — эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности. Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно развивается опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением формируемого музыкально- эстетического сознания ребенка. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний — тезаурус музыкальных впечатлений ребенка — является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. 7 Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционально-об- разного содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и ’выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально- оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства. Ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком. Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Содержание программы «Музыкальные шедевры» Содержание музыкального образования в большой степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Музыкальные способности, навыки и умения могут развиваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность. Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве — народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни. Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен. Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что 9 в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Б.В. Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой «интонационный словарь» эпохи. Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох. Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и ощущая положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и наблюдения практики свидетельствует о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально- творческого и общего развития. Это подтверждает необходимость формирования основ музыкальной, а через нее — художественной, эстетической и общей культуры уже в раннем детстве, актуальность поиска определенных принципов подбора и систематизации репертуара, основанного на произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, поиска гибких методов его преподнесения, стимулирующих творческую и эстетическую активность детей. 10 Создание педагогической системы, основанной на произведениях музыкальной классики, требует решения проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребенка. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. В программе подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста. Автором собраны и систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщено разнообразием увлекательных для ребенка сравнений произведений, развивающих его представления о музыкальном искусстве. Подобранный по определенным принципам и в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке. Принципы построения программы «Музыкальные шедевры» Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности. 11 Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Первая тема — «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв» Р. Шумана, «Слеза» М. Мусоргского, «Шутка» И. Баха, «Раскаяние» С. Прокофьева и пр.), а также непрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Слушая произведения с одинаковыми названиями («Мелодия» Х. Глюка, «Мелодия» П. Чайковского, «Цыганская мелодия» А. Дворжака) дети учатся различать оттенки настроений (разные оттенки грусти). Сравнивая «Шутку» И. Баха, «Юмореску» П. Чайковского. «Скерцо» П. Чайковского и «Юмореску Р. Щедрина» дети различают разные оттенки шутливого настроения (добродушную шутку, насмешливую или злую) и пр. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. В младшем возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально-образному содержанию (веселые, шутливые и спокойные, нежные, светлые и пр.) Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.), развивается «словарь эмоций». Вторая тема программы — «Песня, танец, марш» является основополагающей по программе для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности. С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. 12 Третья тема — «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т.п.). Четвертая тема — «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные разными видами искусств). Пятая тема — «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема позволяет развивать представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение. Шестая тема программы — «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурину, гармонике, музыкальным табакеркам, колокольчикам, колоколам, шарманкам и пр.), а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение. Эта тема позволяет легко возвращаться к первой в следующей возрастной группе, что обуславливает другой принцип программы — концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах). Концентрический, спиралевидный принцип про 13 граммы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в р личных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению. Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского— печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Сана — таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева - лиричная, светлая. Подобным образом сравниваются «Дождик, дождик» «Окликание дождя» А. Лядова, «Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Дождик» Г. Свиридова, «Грустный дождик» Д.К абалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, «Гроза» Л.Бетховена (фрагмент из симфонии) или «Баба-яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Баба-яга» А. Лядова. В теме Танец можно сравнить два или несколько одинаковых танцев (программа содержит 10 менуэтов, 8 гавотов, более 20 вальсов и т.д.). Аналогия подобран и систематизирован репертуар программы по всей шее тематическим блокам (более 350 произведений: ноты, аудиозаписи, конспекты занятий). В каждой теме имеется большой выбор произведений для сравнений их детьми, с учетом возраста и музыкаль- ного развития. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию уже на предкоммуникативной стад восприятия, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка. Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо- физиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего 14 развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей. Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, проявление личностного смысла, побуждение к творческой эстетической активности (музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр- драматизаций, детских опер на сказочные народные сюжеты с использованием фольклора и песенных импровизаций детей, постановка спектаклей-игр на сюжеты литературных произведений с использованием музыки, спектаклей-игр на музыку классических детских балетов с включением импровизаций детей, кукольного театра с музыкой). Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка музыки, других искусств. Проявление синестезии возможно уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность языка музыки и других искусств. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально-оценочного отношения к шедеврам мировой культуры, развивать с дошкольного возраста в детях чувство красоты. Глубоко постигая язык одного искусства — музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмо-пластики, художе- 15 ственного слова) постигается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой э м о ц и ю , переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный смысл. Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке. Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности (обращение к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности. 16 Кроме традиционных, применяются разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов. Усложнение прослеживается и по линии различения смены настроений в разделах формы (двухчастной, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности. Сравнивая два произведения по характеру или определяя близость по настроению произведений разных искусств и т.п., ребенок ориентируется на обобщенные, целостные представления, сравнения «макроуровня». Внимание детей может быть обращено на более мелкие детали, некоторые единицы музыкальной речи, сопоставления «микроуровня» — ребенок различает контрасты настроений (интонации, темы, фразы, разделы формы), выделяет выразительные средства музыки и т.п. Разработана система заданий с различными типами контрастных сопоставлений — контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (дети 6—7 лет) — оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано. Контрастное сопоставление произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусств} — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок. 17 Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полиху- дожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций — характера звучания и развития музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, тембровоинструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо- пластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности. Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки; используется в младшем возрасте), помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого. Этот 18 прием был введен при исследовании развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, которое было проведено совместно с И.В. Груздовой. Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий) применяется в разном возрасте по-разному. Тихие, выразительные пояснения характера музыки могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов (дети З лет), следовать за восприятием, побуждая к осмыслению выразительности музыкального образа, отдельных разделов формы, тем, интонаций (дети 3—7 лет). Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству. Вокальное уподобление в виде выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми применяются в младшем возрасте (И.В. Груздова). Они выявляют для ребенка отношение к музыке взрослого, ориентируют его в потоке звуков, способствуют различению слухом мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группах детского сада дети сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия, положительного эмоционально-оценочного отношения. Мимическое уподобление характеру звучания музыки — сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию 19 музыкального образа, разделу формы. В младшем возрасте (дети 3 л обсуждаются выразительные возможности музыкальных инструментов, применяются совместные с педагогов действия с музыкальны] инструментами и игрушками (ударные, колористические, шумовые Дети 4—5 лет с помощью взрослого решают поисковые ситуации — выбирают инструменты для оркестровки, меняют инструменты в соответствии с изменениями характера музыки. Дети 6—7 лет в состоянии играть и на звуковысотных музыкальных инструментах, выполняют проблемные задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувство музыкальной формы, творческие способное Оркестровка музыкальных произведений — привлекательнейшая детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми младшего возраста. Дети 1-го года жизни, не понимающие значений слов, а также 2-го — 4-го года жизни, пассивный и активный словарь которых находится в стадии становления и развития, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую, как и музыка, определенный смысл. Выразительная интонация пояснений, сходная с переданными музыке настроениями, является для ребенка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания, способствует понимания значений слов, осознанию выразительного смысла музыкально языка. Аналогичную роль играют выразительные вокализации, подпевание ярким интонациям мелодической линии произведения. Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации) применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей. Этот прием позволяет усвоить и приме нить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме. Определенный цвет (небольшие цветные карточки) связывается с соответствующим настроением музык пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) — с мрачным, тревожным настроением; интен- 20 сивные, яркие тона (красный) — с решительным, торжественным. Детям разъясняют значения новых слов-образов. Педагог поднимает сначала одну карточку, потом другую, дети проговаривают новые для них слова. Во время звучания произведения, смены раздела формы, дети поднимают соответствующие настроению музыки карточки, проговаривая про себя характеристики эмоционально-образного содержания. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро. Этот прием способствует образованию представлений детей о выразительности цветовой гаммы, способствует осознанности выбора цвета в изобразительной деятельности для выражения определенного настроения в рисунке (непредметном и предметном рисовании), пониманию выразительной роли цвета при восприятии произведений изобразительного искусства. Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку' осознать выразительную роль средств языка разных искусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя или несколькими картинами) в плане общности или различия выраженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями), музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование различных инсценировок и театрализованных игр (сопровождающихся классической музыкой), творческих ритмо-пластических импровизаций, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств, углубляющих их восприятие. Усложнение приемов в младшем дошкольном возрасте предполагает показ действий педагогом, сопровождаемый выразительно произнесенными пояснениями, совместные с ребенком действия, показ вариантов действий и побуждение к самостоятельным проявлениям активности ребенка. В среднем и старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретает образное слово, вариативность показов, побуждение детей к творческой, эстетической активности. 19 апреля 2020 в 15:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.