МАДОУ детский сад №15 комбинированного вида г.Одинцово Московская область, ул. Молодежная, д.1А
О.П.Радынова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАО. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКАМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДубнаФеникс+2011 Учебник для студентов высших учебных заведений Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образованияв качестве учебника для студентов высших учебных заведений,обучающихся по специальностям 050703 (030900) – дошкольная педагогика и психология и 050707 (031100) – педагогика и методика дошкольного образования УДК 373.21:78(075.32)ББК 74.100.5я73Р15Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. –Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.ISBN 978-5-9279-0157-9 Учебник содержит теоретический, музыковедческий, методический материал,раскрывающий особенности работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка и необходимости формирования основ музыкальной культуры.Учебник написан в соответствии с современными тенденциями в области развития музыкальной педагогики. Он основан на современных педагогических концепциях формирования личности через культуру, принципах педагогики ненасилия,гуманизации дошкольного образования.Учебник является базовым по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» и полностью соответствует современным требованиям Государственных образовательных стандартов Высшего педагогического образования.Учебник предназначен для студентов педагогических вузов. Материалы учебника могут быть использованы в педагогических колледжах, в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и центров эстетического развития детей, институтах повышения квалификации работников дошкольного образования.ISBN 978-5-9279-0157-9 © О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова,содержание, 2011© Феникс+, оформление, 2011Р15Радынова Ольга Петровна, Комиссарова Людмила Николаевна ТЕОРИЯ И МЕТОДИКАМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАУчебник для студентов высших учебных заведенийРедактор Ондина УрибесКомпьютерный набор К. П. СпиченкоКомпьютерная верстка А. И. МамаевДизайн обложки С. Ю. Шендрик«Феникс+». 141983, Моск. обл., г. Дубна, ул. Тверская, д.6А, оф.156.http://www.phoenix.dubna.ru E-mail: patsuk@dubna.ruФормат 60 х 90 1/16. Тираж 2000 экз. Заказ №УДК 373.21:78(075.32)ББК 74.100.5я73Радынова О. П., Комиссарова Л. Н.Р е ц е н з е н т ы: доктор педагогических наук, профессор М. Б. Зацепина кандидат педагогических наук, профессор Е. А. Дубровская Отпечатано в ГУП ИПК «Чувашия»428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 13 Часть третья ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Глава IX ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ§ 1. Общая характеристика 1Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагогаи детей.Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать уребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – раз-вить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детейповышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и какисполняет детям. § 1. Общая характеристика 277 Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям,исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко,доходчиво. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях,следует использовать проблемные методы, активизирующие детей.Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).На музыкальном занятии недопустимы формальное заучиваниерепертуара, многократные, однообразные повторения, натаскиваниеи муштра.Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности,самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующийхарактеру музыки, сравнить варианты движений под музыку и выбратьнаиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения и др.Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись,не перевозбуждались. На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуко-высотный слух,в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных 278 Глава IX. Формы организации музыкальной деятельности детей инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности.Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности, музыкальном.Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они про-водятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах деятельности.§ 1. Общая характеристика 279 Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей. 2Музыка в повседневной жизни детского сада – еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничныеутренники.Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии – активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время таких игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.В группе, под руководством воспитателя, дети могут упражняться в выполнении движений, играть в музыкальную сказку (при наличии фонограммы), меняясь ролями и запоминая каждую музыкальную 280 Глава IX. Формы организации музыкальной деятельности детей характеристику. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач. Используются в повседневной жизни детского сада и различные виды музыкальных развлечений, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями. Они могут носить познавательный характер: беседы о музыкальных инструментах, концерты-угадайки, викторины, тематические концерты, беседы-концерты.Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, например, рассказать о старинных музыкальных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин,дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.Музыку разных эпох можно сравнить на примере танцев, по танцев а в их.Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора(И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рас-сказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.Прекрасные темы для таких бесед-концертов – «Сказка в музыке»(по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане»и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского«Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года»,пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. А. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей,способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.§ 1. Общая характеристика 281Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада ив семье. Различны и методы руководства ею.На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всемивидами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инстру-ментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится за-интересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способамдействий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок по-своемуприменяет то, что усвоил на занятиях. 3 Один из вопросов, определяющих направление работы с детьми, –содержание и форма проведения праздничных утренников в детском саду. За многие годы сложилось мнение, что именно праздник – показатель работы музыкального руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Такая точка зрения верна лишь отчасти. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры. На самом деле подготовка и проведение праздничных утренников в практике работы дошкольных учреждений занимает неоправданно большое количество времени и содержит в себе ряд негативных тенденций. Педагог готовит сценарий,который часто представляет собой концерт детей для родителей, требующий многократных повторений, что притупляет интерес к музыке. При этом требование высокого уровня художественности произведений (стихи, песни) соблюдается далеко не всегда.Иногда детей наряжают в «звезд эстрады» и они «поют» под фонограмму, изображая взрослых артистов. Такая безвкусица, как ни парадоксально, нравится многим родителям и руководителям до-школьных учреждений, не обладающим достаточным уровнем музы-кальной и общей культуры.282 Глава IX. Формы организации музыкальной деятельности детей На таком празднике музыка не служит какой-либо воспитательной или образовательной цели, а является чисто развлекательной, примитивной.Педагог, готовясь к празднику, часто ущемляет ребенка в возможностях музыкального развития, сокращает разделы занятия «слушание музыки», «музыкальное творчество», «игра на детских музыкальных инструментах», так как на них уже не остается времени, и натаскивает детей к очередному мероприятию – «шоу» для взрослых. Так как праздничных утренников довольно много, то вся работа музыкально-го руководителя зачастую сводится к их подготовке. При таком под-ходе праздничный утренник не включает в себя живого творчества детей, не приносит им радость, а утомляет.На праздничных утренниках должны звучать произведения, любимые детьми, эмоционально привлекательные и непременно отвечающие требованиям художественности. Можно включать в сценарий праздника не только стихи, пение, танцы, но и свободные творческиеим провизации, и слушание музыки, знакомой и не знакомой детям,чтобы они получали удовольствие от нее в праздничной обстановке.Привлекательной для детей формой проведения праздничных утренников является музыкальная игра-сказка. Озвученная классической музыкой и включающая в себя творческие импровизации (ритмопластические, песенные, инструментальное творчество), а не заученные танцы, движения и т. п., музыкальная игра-сказка приносит детям радость как при ее разучивании (дети постепенно «проживают»все роли), так и при ее показе на празднике.Именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, воспитания у них основ вкуса. В музыкальной игре-сказке ребенок учится вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, выразительно играть свою роль, в которой со-вмещается слово, музыка, ритмопластика, вокальные импровизации.Рисование декораций, элементов костюмов также проводится под музыку, что очень нравится детям, имеет большое развивающее значение – способствует возникновению познавательных интересов,творческой эстетической активности. Создавая коллективные импровизации в играх-сказках, дети учатся общению друг с другом на фоне эмоционально захватывающей музыкально-эстетической деятель-ности, что сближает, облагораживает их.Музыкальную сказку можно включить в любой праздничный утренник, не обязательно соответствующий по тематике. В начале§ 1. Общая характеристика 283 утренника (вводная часть) педагог дает детям возможность прочувствовать идею праздника (песни, стихи). Но, чтобы не перегружать праздник, эта часть должна быть достаточно короткой. Отобранные фрагменты пьес, озвучивающие сказку, не должны быть длинными,чтобы действие ее было динамичным. Такие яркие впечатления запоминаются надолго. Дети продолжают играть в сказку и после показа ее на празднике родителям, меняются ролями, запоминают все музыкальные характеристики, имена композиторов-классиков. Такие праздничные утренники способствуют развитию музыкальной куль-туры не только детей, но и их педагогов (всего коллектива дошкольного учреждения!) и родителей. 4 Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыкальной деятельности детей – музыкальным воспитанием в семье, ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. Если педагог способен увлекательно проводить утренники преимущественно на основе произведений музыкальной классики, делает это талантливо и интересно, многие родители переосмысливают, пересматривают свои собственные взгляды и вкусы. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями. После праздников, включающих игры-сказки (на основе музыкальной классики), многие родители, видя силу воздействия музыки на детей и самих себя, просят руководителя до-школьного учреждения проводить их именно в этой форме.После таких праздников очень интересно проходят совместные с родителями «музыкальные гостиные». На таких встречах могут звучать классические произведения о природе, времени года и др. Некоторые песни, музыкально-ритмические импровизации могут исполняться как детьми, так и взрослыми, или взрослыми вместе с детьми.Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, посвященные организации условий для музыкального воспитания детей в семье. Он советует,какие радио- и телепередачи можно посмотреть вместе с детьми, какие 284 Глава IX. Формы организации музыкальной деятельности детей аудиозаписи полезно приобрести для ребенка и совместного слушания в семье, как развивать творческие проявления детей (ритмопластические, песенные, инструментальные импровизации), какие детские музыкальные инструменты желательно иметь и как помочь ребенку освоить их. Педагог разъясняет и пользу рисования под музыку, слушания «фоном» во время тихих игр.Но самая главная тема для бесед – это качество музыкальных произведений, звучащих в семье. Педагог тактично пытается убедить родителей, что их отношение к музыке передается малышу: увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор, что музыкальная среда формирует его вкусы, воздействует на нервную систему.Основная заповедь педагогики «Не навреди!», как и во врачебной практике, требует очень осторожного, уважительного, внимательного и терпеливого отношения к ребенку. Ведь взрослый своими оценками,своим отношением к звучащей в семье музыке, хочет он того или нет,формирует у детей представления о красоте. Увлечь детей можно только тем, чем увлечен сам взрослый.Чтобы увлечь ребенка музыкой, сам педагог должен обладать до-статочно высоким уровнем музыкальной культуры или стремиться к этому. Тогда он найдет и интересные формы работы с родителями,которые, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, мо-гут оказывать огромное влияние на формирование основ музыкальнойкультуры своего ребенка.Таким образом, все формы организации музыкальной деятельностидетей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи)взаимодополняют друг друга (см. схему 4). Чтобы разнообразить музы-кальные впечатления детей, развивать их эмоции, мышление, воображение, способствовать общему личностному становлению, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье.Вопрос и задания 1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей. 2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме?3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм.4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.§ 1. Общая характеристика 285 Самостоятельное музицирование Схема Формы организации музыкальной деятельности детей ЗАНЯТИЯ МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Музыка в быту детского сада:слушание музыки,упражнения, игры,самостоятельное музицирование,утренняя гимнастика, музыка «фоном»Развлечения: темати-ческие музыкальныевечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры,хороводы, аттракцио-ны Праздничные утренники МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Обучение игре на музыкальныхинструментахСлушаниерадио- и телепередач Слушание аудио-записей19 апреля 2020 в 14:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.